Трудно сказать, что привело ученых к мысли исследовать уровень интеллекта детей в зависимости от их старшинства в семье. Быть может, отголоски детского соперничества с братьями и сестрами, или стремление доказать, что все одинаково хорошие и умные. Что бы ни стало отправной точкой — исследования были проведены, и не одно. В разных странах ученые тестировали и оценивали тысячи людей разного возраста, выявляя закономерности в развитии интеллекта, формировании характера, сравнивая успехи в учебе и в карьере. Результаты были получены неоднозначные, но очень интересные.
Кто умнее и здоровее?
Первым заметил определенную закономерность сэр Френсис Гальтон, известный психолог позапрошлого века. В 1947 году вышла в свет его книга «Наследственный гений», в которой он излагал результаты своих наблюдений. Впоследствии эта тема не переставала волновать умы ученых, и в начале 70-х годов ХХ века психологи из США Лилиан и Маролл Бельмонт выполнили титаническую работу: обследовали около 350 тысяч граждан Голландии, сравнивая интеллект, характер и жизненный путь братьев и сестер. Уже в 21 столетии исследователи, работающие в университете Лейпцига, провели обследование 20 тысяч людей, живущих в Германии, США и в Великобритании. Ученые выясняли уровень IQ, особенности характера и обстоятельства жизни участников исследования.
Результаты научных изысканий подтвердили тенденцию, замеченную еще Гальтоном: первенцы действительно умнее своих младших братьев и сестер. Разница незначительна — всего 1,5-2,5 единицы, но она есть. Причем каждый следующий по порядку рождения ребенок уступает старшим, сколько бы их ни было в семье.
Более того: старшие обычно более успешны в жизни. Они чаще, чем младшие, получают высшее образование и более успешно продвигаются по карьерной лестнице. У них больше словарный запас, они более эрудированны.
Зато младшие отличаются более крепким здоровьем: например, у младших реже встречается сахарный диабет 1 типа, они более устойчивы к ОРВИ и другим инфекционным заболеваниям.
Вторые и третьи дети, несмотря на незначительно более низкий IQ, раньше начинают читать и считать, учеба дается им легче. Но они менее ответственны, более свободолюбивы и раньше уходят из семьи. И реже достигают вершин карьерной лестницы, предпочитая ответственности свободу. По статистике, младшие дети чаще предпочитают также нетрадиционную сексуальную ориентацию.
Почему?
Проведение дальнейших исследований несколько прояснило ситуацию. Оказалось, что на самом деле важен не порядок рождения, а те социальные роли, которые дети выполняют в семье. Например, если старший ребенок по каким-либо причинам не выполняет естественной роли старшего (болен, умер, родился с особенностями, затрудняющими развитие), его место занимает второй ребенок. И именно у него появляются шансы стать самым умным.
Основу знаний о мире первенец получает от родителей и взрослых. А младшие часто многое узнают не от взрослых, а от старших сиблингов. Понятно, что уровень знаний старшего брата/сестры уступает родительскому, то есть в качестве источника знаний они значительно менее компетентны. Ребенок может научить ребенка только тому немногому, чему он уже успел научиться сам. Зато, объясняя что-то младшим, они сами быстрее развиваются. Ведь, чтобы досконально в чем-то разобраться, нужно объяснить это кому-то еще.
Каждому следующему ребенку родительского внимания достается все меньше, по вполне понятным причинам. А часть забот и обязанностей по воспитанию перекладывается на старшего. Именно поэтому старшие вырастают более ответственными, целеустремленными.
Если роль старшего достается не первенцу, и помощником взрослых в воспитательном процессе становится второй или следующий ребенок, именно на него оказывают влияние описанные выше факторы.
Не все зависит от порядка рождения
Немаловажное значение оказывают еще несколько моментов.
- Социальное положение, уровень образования и материальное благосостояние семьи.
Чем выше уровень образованности родителей, тем умнее у них дети. И связано это не с генетикой — просто малообразованные родители мало чему могут научить своих детей. Нельзя поделиться тем, чего не имеешь сам.
- Возраст родителей.
По статистике, дети молодых матерей по уровню интеллекта отстают от тех, кто рожден более зрелыми женщинами. В зрелом возрасте женщины более подготовлены к роли матери. Они уверены в себе и своих мотивах, уравновешенны, ответственны и более развиты. И часто — более обеспечены материально, что позволяет им уделять воспитанию детей больше времени и средств. Это относится и к отцам.
Как порядок рождения влияет на характер?
Не следует воспринимать статистические данные как закон: человеческая личность слишком сложна, чтобы укладываться в узкие рамки. Разумеется, в вашей семье все может быть совсем не так, и это не будет отклонением. Приведенные ниже данные только обозначают тенденции, но ни в коем случае не претендуют на незыблемую истинность.
- Первенцы часто бывают не только очень умны, они вырастают надежными, преданными, ответственными. Они нередко находят себя в профессии врача, учителя, воспитателя, социального работника, юриста, военнослужащего.
- Вторые по старшинству дети ощущают на себе больше опеки, чем первые: ведь к опекунам-родителям добавляется еще и опекун-первенец. Если затем не рождается третьего ребенка, второй по старшинству вырастает более свободолюбивым, менее привязанным к семейным ценностям. Он раньше стремится покинуть родительский дом. Учеба дается вторым детям легче — ведь обучение старшего происходит у них на глазах, и информация исподволь накапливается и усваивается. Но вторые дети реже достигают карьерных высот. Они чаще предпочитают творческие профессии и вольный режим работы.
- Третий ребенок часто бывает самым избалованным. К его воспитанию родители относятся уже не так ответственно, многое доверяя старшим детям. Младшие дети часто бывают невероятно талантливыми, но неусидчивыми, непостоянными, непоследовательными и менее ответственными. Они любят быть в центре внимания, но более склонны к капризам и манипулированию окружающими.
Резюме
- Лучше всего заводить детей в зрелом возрасте, когда это решение принимается взвешенно и сознательно, когда для воспитания есть все необходимое: знания, здоровье, средства.
- Двое детей в семье предпочтительнее одного, трое предпочтительнее двоих.
- Чтобы дети развивались одинаково, родителям следует обязательно уделять младшим детям не меньше времени, чем уделяли старшим до их рождения. Общение со старшими братьями и сестрами не заменит общения с родителями.
- Не следует перекладывать на плечи старших детей слишком большую долю ответственности за младших. У старших тоже должно быть детство, игры, веселье, а не только обязанности.
Считается, что родители любят всех своих детей одинаково. Стоит стремиться к тому, чтобы так оно и было в действительности.
Комментарии экспертов
Картышева Татьяна Марковна, педагог, школа №548, г. Санкт-Петербург
Мой 37-летний опыт работы и наблюдение за четырьмя семьями, где было четверо детей, а также большим количеством семей с тремя братьями и сёстрами, подтверждает тот факт, что первенцы интеллектуально более развиты, чем их младшие браться и сёстры. Это более ярко выражено, если самая старшая – девочка, чуть менее, если мальчик.
Такая разница в умственном развитии может быть обусловлена несколькими факторами. Первенцу обращено всё внимание родителей, с ним больше занимаются, ему уделяют всё внимание и свободное время. Зачастую первенцы физически более здоровы и крепки, чем остальные дети, что тоже немаловажно при напряжённой учёбе и сложной школьной программе.
Кроме этого, при появлении в семье младших, очень часто старшим приходится объяснять им уроки, заниматься с ними, проверять домашние задания и тому подобное. Старшие девочки часто делают это даже с удовольствием, в двух наблюдаемых мною семьях старшие сёстры научили читать всех младших членов семейства. Такие занятия также способствуют интеллектуальному развитию.
Далее – я очень часто слышала от родителей этих детей, обращённое к первенцам: «Ты же старшая/старший! Ты же пример для младших!» И они подтягиваются и действительно стараются служить примером образцовости, добросовестности, зрелости и тому подобного. В дружных многодетных семьях старшие – кумир для подрастающих братьев и сестёр.
Возможно, безраздельным родительским вниманием и заботой обусловлен ещё один факт. Старшие дети, как правило, экстраверты, они покладисты и оптимистичны, реже страдают от тревожных состояний, легко сходятся с одноклассниками и учителями. Это тоже способствует отличной учёбе и высоким интеллектуальным показателям.
Впрочем, в заключение хочу сказать, что разница в IQ редко бывает очень уж разительной. При этом младшие дети, возможно, учатся похуже, но они творческие и креативные личности.
Артем Толоконин, психолог-психотерапевт, автор уникальной методики сохранения семей и отношений, основатель Центра Психологии и Психотерапии Артема Толоконина
Сложно аргументировано спорить с чужими цифрами, не имея на руках собственных, однако лично я испытываю определенные сомнения на предмет полученных выводов.
Но даже если доверять им, то представленная разница в IQ между старшими и младшими детьми уж слишком мала для того, чтобы это могло каким-то кардинальным образом повлиять на уровень интеллекта и профессиональную судьбу человека. Интеллектуальный уровень зависит от такого огромного количества факторов, что выводить тут какие-то общие и простые законы несколько самонадеянно.
Если набраться терпения и покопаться в истории, то наверняка мы найдем массу случаев, когда выдающимся ученым, например, становился вовсе не старший ребенок в семье – Чарлз Дарвин, к слову, был пятым ребенком в семье, Лобачевский – вторым, Никола Тесла – четвертым. Это только то, что сразу приходит в голову.
Мой опыт работы с детьми показывает столь же разнообразную картину, так что не стоит делать однозначных выводов. А вот присмотреться к своим детям нужно независимо от того, старшие они или младшие с тем, чтобы вовремя определить повышенные интеллектуальные способности ребенка и гармонично их развить.
О вундеркиндах говорить не будем – это, все-таки, исключение, а не статистика. Но если вы замечаете в своем ребенке такие черты, как усидчивость, способность долго концентрироваться на сложной задаче, склонность к анализу и улавливанию причинно-следственных связей, чтению, то вам есть смысл рассмотреть возможность обучения ребенка в специализированном лицее или гимназии. Но не переборщите – все-таки, главное, чтобы ребенок был счастлив и имел нормальное детство!
Екатерина Синицына, педагог-психолог детского англо-русского сада Kids'Estate
Нам только кажется, что мы можем полностью контролировать рождаемость детей путем контрацепции или абортов. Мы можем подбирать походящего партнера на роль родителя, наиболее удачный временной период, учитывать материальные и прочие условия. Но зарождение новой жизни, как и другие физиологические процессы, на самом деле в очень незначительной степени контролируется нашим сознанием. Разум может спорить с бессознательными процессами, поэтому нежелательных беременностей также много, как и случаев бесплодия.
Статистика подмечает только общие тенденции, связанные с последовательностью рождения детей в семье, их количеством, социальным положением и возрастом родителей. Однако индивидуальное разнообразие личностей может превалировать над любой тенденцией. Ваш уникальный случай может оспаривать общую тенденцию. Поэтому рождать детей надо тогда, когда есть внутренняя готовность родителей к этому, независимая от внешних обстоятельств. Прислушайтесь к себе, так вы получите оптимальный ответ.
И, конечно, раз мы все уникальны, даже в одной семье нельзя любить детей одинаково. Принимать ребенка таким, какой он есть — это любить его за персональные особенности, не сравнивая с другими. Таким образом, к разным детям родители могут проявлять разные стороны любви.
Наталия Смоляк, педагог, г. Кишинев
Давайте рассмотрим обычную, среднестатистическую семью с двумя детьми.
Когда в семье появляется первый ребенок, у родителей еще нет опыта воспитания, нет опыта совместной жизни с ребенком. Можно сказать, что и родители, и малыш проходят вместе достаточно сложный путь: они движутся, как первопроходцы, к цели, набивая синяки и шишки. Поэтому первенцы в семье более честолюбивы, целеустремленны, самостоятельны.
В то же время родители иногда пытаются заставить ребенка делать то, что ему бы вовсе не хотелось. Например, мама в детстве хотела играть на пианино, но не смогла этим заниматься. Поэтому она пытается заставить дочь заниматься музыкой. Или папа пытается реализовать свои мечты стать футболистом, заставляя сына посещать спортивную секцию.
Со вторым ребенком у родителей дело идет легче: лыжня проложена, все шишки и синяки уже получены. Родители уже гораздо лучше осознают «из чего сделаны мальчики и из чего сделаны девочки», что они из себя представляют. Подросший первенец часто берет на себя часть родительских функций, заботясь о младшем. Происходит своего рода взаимообмен между детьми: старший учит младшего играть, познавать мир через игру, преподносит ему первые уроки общения в коллективе. А младший побуждает старших быть великодушнее, добрее, идти на компромиссы. Младшие легче принимают покровительство, они более беззаботны и оптимистичны.
Однако, часто бывает, что младший ребенок принимает на себя роль вечного шалуна-шута, которому многое прощается. В каждой детсадовской группе всегда есть такой ребенок — сорванец с обаятельной улыбкой. Он может так привыкнуть к этой роли, что и повзрослев, остается инфантильным и ведомым.
Ну и конечно, не стоит упускать и такой важный фактор, как возникновение ревности между детьми в семье. До рождения второго-третьего ребенка первенец обладает исключительным правом на внимание, любовь и заботу родителей и всех взрослых. Утрата этой исключительности часто сопровождается ревностью. Но ревность может стать и положительным фактором для ребенка. Он старается стать лучше, умнее, успешнее.
Многие родители видят в рождении второго ребенка шанс реализовать надежды, не воплощенные с первенцем из-за болезни ребенка, нехватки опыта или других причин. Поэтому все силы бросают на воспитание второго, а старший остается недолюбленным. Ему приходится через ревность, обиду доказывать и завоевывать свое право на любовь родителей.
И в заключение хочется отметить, что дети воплощают в жизнь то, что видят вокруг себя. Поэтому роли, которые принимают на себя дети, во многом зависят от поведения родителей.