Вспомните произведение Горького, где дедушка главного героя в «Моих университетах» наказывал доносчиков кнутом. Поэтому в этом вопросе следует тщательно разобраться — является ли ребенок действительно ябедой или же он просто поделился своими мыслями.
Что вижу — то говорю
В возрасте около двух лет ребенок начинает осознанно говорить предложениями, а сознание его прямолинейное. Малыш еще не совсем понимает значимость многих слов, так как его собственный словарный запас не очень велик. Поэтому трудности возникают и в понимании сложных взаимоотношений. С одной стороны чадо умилительно — от того, что говорит то, что видит и что думает, у него простое словотворчество по сравнению с взрослым мышлением. Однако с другой стороны именно в это время закладываются основные качества характера будущей личности, в том числе и предпосылки для появления правдолюбцев, хитрецов или ябед.
У двухлетнего ребенка происходит настоящее столкновение двух миров — детского восприятия и взрослой действительности. Разница лишь в том, что он отражает все ровно так, как видит, а его родители воспринимают через призму своего опыта. Отсюда и появляется детская непосредственность.
Манера восприятия ребенка окружающих событий на одном из примеров показана в сказке «Красная Шапочка». Маленькая девочка попадает в дом к своей бабушке и начинает выяснять каждую деталь: почему у нее большие уши и т. д. На психологических тренингах эта сказка берется за основу анализа взрослого восприятия и тогда женщины и мужчины в возрасте начинают злиться, считая данные вопросы совершенно неуместными и глупыми. Однако они забыли, как вели себя в детстве — точно так же, как эта любопытная девочка, желающая разобраться в неизведанных ими вещах.
В раннем возрасте у детей возникает острая потребность в общении не только со сверстниками, но и со взрослыми. Контакт происходит именно через уточняющие вопросы или передачу различной информации. При этом дети с радостью рассказывают родителям о том, что они видели и что узнали и в подобной ситуации часть их рассказа может быть не только о них самих, но и об окружающих их малышах. Все дело в том, что чадо воспринимает внешнюю информацию, а себя со стороны не видит. При этом, когда в семье есть братья и сестры, то, скорее всего большая часть информации будет выложена взрослым об их поведении, а если ребенок в семье один, то о своих друзьях в детском саду или во дворе.
Иногда малыши копируют поведение взрослых. Так, например, одна маленькая девочка на вопрос как у нее дела, начинала жаловаться, что у нее все болит и ломит. На самом деле она проводила большую часть времени с бабушкой, поведение которой и манеру общения она взяла за основу. В итоге ребенка нельзя назвать врушкой, он лишь передавал своими устами все, что говорили взрослые.
В возрасте двух-трех лет родителям очень важно научиться слушать малыша и не спешить давать оценки его поведению, а стараться понять, почему он сказал именно так, а не иначе и что имел в виду на самом деле за рамками детской непосредственности. Поняв глубинный смысл детского лепета, можно будет с легкостью отличить доносы от обычного рассказа.
Артист на сцене
Иногда ребенок рассказывает что-то, ставя перед собой одну единственную цель — привлечь к себе внимание. В этот момент главная задача родителей — показать своему чаду, что сам по себе диалог с ним уже имеет ценность для них. Ни в коем случае не стоит игнорировать сказанное малышом, важно научиться слушать и поддерживать беседу, показав максимальную заинтересованность в теме. Если же возможности поговорить с малышом нет, то необходимо объяснить ему причину, чтобы он не обиделся. Так, например: «Извини, у меня нет возможности сейчас тебя выслушать, но ты можешь мне рассказать эту историю через полчаса, я с радостью тебя послушаю, так как мне очень интересно!»
В три года у ребенка происходит понятие того, что такое хорошо и что — плохо. И, как правило, он осознает: «хорошими делами прославиться нельзя». Это приводит к тому, что чадо начинает рассказывать о негативных поступках своих сверстников, братьев или сестер. Кроме того, дети в этом возрасте уже начинают идти на хитрость. Поэтому родителям важно научиться отличать в беседе факты, которые соответствуют обычному рассказу или же это «нотки доноса» на других. Если же проигнорировать данную стадию, то впоследствии это будет выражаться в двух видах поведения ребенка: малыш начнет все больше и больше ябедничать, чтобы, наконец, добиться внимания со стороны взрослых, либо чадо замкнется в себе и перестанет делиться своими мыслями. Оба варианта развития событий, безусловно, нежелательны. Поэтому стоит быть внимательными к своим детям, чтобы не допустить негативных последствий в их поведении.
Правда и ничего кроме правды
В пятилетнем возрасте ребенок уже начинает в достаточной степени разбираться в нюансах поведения окружающих его людей. В это время он уже не раз сталкивается с несправедливостью и ему ведомо такое понятие как страдание. При этом у многих уже начинается возникать такое чувство, как зависть. Малыш может завидовать другу, что у того машинка лучше, чем у него, или же младшей сестре, которой, по его мнению, родители уделяют больше времени. Именно в таких ситуациях чадо начинает всячески пытаться привлечь к себе внимание. Он начинает рассказывать о том, что брат ушел, не сделав домашнего задания или тому подобные вещи. И это вовсе не показатель ябедничества. В его глазах подобные действия направлены исключительно на восстановление справедливости. В этом случае родителям важно не идти на поводу у маленького правдолюба. Например, услышав очередную такую правду о сестре, которая вместо уроков смотрит телевизор, нужно сказать малышу, что ничего страшного и предложить пойти составить ей компанию. При этом старшую дочь за невыполнение своих обязательств ругать все же следует, но отнюдь не на глазах у младшего ребенка. Иначе из мелочей разыграется настоящая война за внимание и любовь родителей, а отношения между братьями и сестрами — в жесткую конкуренцию друг с другом. А это уже недоработка в воспитании родителей, раз их малыши не чувствуют между собой равноправие.
Если же в семье чадо воспитывается одно, то оно может доносить маме на бабушку или наоборот. Особенно острая проблема возникает в тех случаях, когда малыш ощущает напряженные отношения между членами семьи. На этой почве он и старается «подлить масла в огонь». Важно с самого начала подобного поведения пресечь попытки ребенка ябедничать на взрослых, объяснив, что он не прав. При этом стоит учитывать его нежный возраст. Лучше всего попытаться донести до малыша, что раз взрослый человек поступил именно так, а не иначе, значит, он считает это нужным, следовательно, он прав и ничего страшного в этом нет. Таким образом, ребенок начнет осознать, что в мире существует множество различных мнений, большинство из которых могут быть правильными и это совершенно нормально.
Чаще всего подобными правдолюбами становятся девочки. При этом та самая сила, побуждающая ябедничать, является скрытой агрессией или нереализованным лидерством, особенно если ее пытаются приучить молчать и оставаться в тени, следуя патриархальным устаревшим понятиям. Что касается мальчиков, то у них все гораздо проще. Они выражают все свои эмоции без боязни быть непонятыми, в том числе и в виде драки. Им проще самим решить возникшую несправедливость, нежели пойти и пожаловаться взрослым на своего обидчика. Девочек же с раннего детства учат тому, что драться нельзя и поэтому они не находят лучшего выхода из ситуации, как хитро привлечь к решению своего конфликта взрослых.
Если не устранить данную проблему в детстве, впоследствии эти дети становятся патологическими правдолюбцами, с которыми окружающим будет трудно найти общий язык. Поэтому выход один — не доводить ситуацию до выхода из «возрастных рамок», а попытаться привить своему ребенку умение разумно и взвешенно оценить поступки других, чтобы впоследствии он научился жить в гармонии не только в обществе, но и с самим собой.